Транспортировка дизельного топлива
Нефть и нефтепродукты могут перевозиться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, трубопроводным. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Трубопроводный транспорт не имеет отдельных транспортных средств, а движение топлива по трубам происходит благодаря давлению, создаваемому насосными станциями. В России все магистральные нефтепроводы принадлежат ОАО «АК Транснефть», а магистральные продуктопроводы, по которым поставляется, в частности, дизельное топливо, – ОАО «АК Транснефтепродукт».
К преимуществам трубопроводного транспорта относятся высокая скорость и большой объем транспортировки, а также низкая стоимость. При этом его логистика является самой жесткой, графики создаются и утверждаются заблаговременно, места сдачи и приема топлива ограничены (это могут быть только линейные и наливные станции, подключенные «к трубе»). Очевидно, что по трубопроводам транспортируются только крупные партии топлива, измеряемые несколькими десятками и сотнями тысяч тонн.
Перевозка дизельного топлива железнодорожным транспортом осуществляется в специальных вагонах-цистернах. Грузоподъёмность таких цистерн варьируется от 50 до 120 тонн, но чаще используют стандартные цистерны на 60 тонн. Топливо можно доставлять до железнодорожных станций или до нефтебаз, имеющих подъезды ж/д путей.
Вся магистральная инфраструктура железных дорог России принадлежит ОАО «РЖД», а основной парк цистерн – двум операторам перевозок. По этой причине железнодорожные перевозки носят ярко выраженный монопольный характер, а тариф считается довольно высоким. При этом логистика не менее жесткая, чем у Транснефтепродукта. По железной дороге принято транспортировать средние партии дизтоплива – от 60-и до нескольких сотен тонн.
Перевозка топлива автотранспортом подразделяется на межрегиональные и региональные. Между регионами дизельное топливо перевозится бензовозами емкостью, как правило, 30-40 тыс. литров и на расстояния от 200 до 2000 км. Транспортировка топлива внутри региона (до 200-500 км) может быть осуществлена бензовозами или автотопливозаправщиками (АТЗ) с автоцистернами емкостью от 1000 л. Автомобильным транспортом выгодно перевозить дизтопливо небольшими партиями на ограниченные расстояния.
Цистерны бензовозов и АТЗ состоят из 1-4 секций. Каждая секция имеет свой объем, который ежегодно подтверждается в сертифицированных лабораториях и отражается в поверочном документе. Объем вычисляется, когда секция залита топливом «по планку», т.е. уровень топлива соответствует уровню планки на окуляре цистерны.
АТЗ отличаются от бензовозов наличием шланга с раздаточным механизмом, более известным как «пистолет», и счетчиком для дозированного слива. Таким образом, из бензовоза можно сливать топливо только полными секциями, а из АТЗ – необходимыми количествами с точностью до литра.
Дизельное топливо, как и другие нефтепродукты, относится к опасным грузам, а потому их перевозка осуществляется в соответствии с правилами ДОПОГ. Транспортное средство должно быть оборудовано согласно этим правилам и сертифицировано. Водитель бензовоза обязан пройти обучение и получить допуск на перевозку опасных грузов. Организация, осуществляющая транспортировку, также должна выполнять строгие правила ДОПОГ.
На рынке дизельного топлива автомобильными перевозками занимаются как специализированные транспортные компании, так и мелкооптовые поставщики, имеющие свой парк автотранспорта. Как правило, независимые перевозчики нанимаются для осуществления межрегиональных перевозок. При доставке топлива внутри региона выгоднее пользоваться услугами поставщиков, обладающих собственным парком техники.