Цены на дизельное топливо
Цена дизельного топлива, которую потребитель видит на информационном стенде АЗС, получается путем прибавления добавочной стоимости на каждом этапе от добычи нефти до продажи солярки на автозаправочной станции. Дизтопливо проходит по всей цепочке, приведенной на схеме. Чем длиннее цепочка, тем выше будет цена конечного продукта.
Простой анализ показывает, что при прочих равных АЗС, принадлежащие вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), имеют преимущество в ценообразовании перед независимыми АЗС. Просто потому, что их цепочка доставки дизельного топлива короче. Подтверждение этому факту мы видим на примерах высоко конкурентных рынков крупных городов: Москвы и Санкт-Петербурга. На них наиболее выгодные цены предлагают фирменные автозаправки некоторых ВИНКов.
Окончательная стоимость дизельного топлива на АЗС складывается из трех составляющих:
- Себестоимость. Составляет около 30 % цены солярки. Включает все затраты, в том числе расходы на добычу, транспортировку, нефтепереработку, хранение на промежуточных нефтебазах, содержание АЗС и прочие расходы, связанные с прямыми и косвенными затратами, сопровождающими весь производственный цикл.
- Прибыль. В среднем колеблется около 20 % от цены дизтоплива в зависимости от конъюнктуры рынка. Эта цифра показывает прибыль во всей производственной цепочке – от добычи нефти до продажи топлива на АЗС.
- Налоги, акцизы вносят наибольший вклад – около половины всей стоимости дизельного топлива. Включают НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), НДС (налог на добавленную стоимость), налог на прибыль и акциз. В США цены на заправках ниже российских именно благодаря низким налогам на топливо. Но у них топливная сфера не является основным источником доходов бюджета, как это сложилось в РФ.