Судовое маловязкое топливо (СМТ)
Судовое маловязкое топливо (СМТ, флотский соляр) — топливо, которое используется в судовых дизельных двигателях, как правило, средне- и высокооборотистых. Это уже не флотский мазут, предназначенный для малооборотистых судовых двигателей прошлого века, но и не дизельное топливо.
В отличие от дизельного топлива ЕВРО стандарта ГОСТ Р 52368-2005 оно имеет более низкое цетановое число, более высокое содержание серы, и если не вдаваться в дальнейшие технические подробности, то можно считать СМТ дизельным топливом низкого качества, не рекомендованным к использованию в автомобильных двигателях.
Однако, в связи с тем, что это топливо обходится в производстве дешевле дизельного, а также не облагается акцизным сбором, оно часто продается мелкооптовыми торговцами под видом дизельного топлива ЕВРО. Цены при этом недобросовестные продавцы часто устанавливают существенно более низкие, чем на подакцизное дизельное топливо, что и является приманкой для неискушенного покупателя.
Последствия использования такого топлива в автомобильных двигателях наступают не сразу, но от этого не становятся менее губительными для мотора:
- пониженное цетановое число из-за резкого возрастания задержки воспламенения топлива и, как следствие, повышения давления в камере сгорания приводит к усиленному износу поршневой группы, что снижает срок службы двигателя.
- повышенное содержание серы значительно увеличивает коррозионный износ цилиндров, поршневых колец и других деталей, способствует увеличению нагара, который, нарушает теплоотвод от поршня, подвижность поршневых колец, снижает мощность и срок службы двигателя.
Отличить СМТ от дизельного топлива без лабораторной экспертизы невозможно. Косвенным признаком того, что вам пытаются продать СМТ, печное или иное суррогатное топливо может служить низкая цена. Например, ниже стоимости дизельного топлива у завода-изготовителя. Но и покупая дизтопливо по рыночной стоимости, всегда есть риск нарваться на подмену. Особенно, если приобретать его у продавца, который кроме топлива ЕВРО, официально торгует еще и судовым или печным топливом.
В настоящее время (июль 2015 года) в Правительстве РФ ставится вопрос о введении акцизных сборов на СМТ. Но вне зависимости от результата его рассмотрения, только сам потребитель сможет решить ключевую проблему снабжения дизтопливом – выбор надежного поставщика.